К вопросу о перечне православных смоленских святых

Э. А. Стороженко

 

Православная Церковь приводит список Смоленских святых. Совокупность этих святых имеет специальное название: «Собор Смоленских святых». Оно отражено в официальных календарях Русской Православной Церкви в связи с особым праздником. Празднование Собора Смоленских святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Пимена в 1983 году[1]. Смоленскую и Вяземскую кафедру тогда занимал архиеп. Феодосий (Процюк)[2]. Празднование было предписано совершать в воскресенье перед праздником в честь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы) (28.07/10.08). В 1986 году день памяти Собора Смоленских святых впервые был включен в Православный церковный календарь[3].

Сформированный тогда список Смоленских святых был отредактирован в 90-х годах XX века. На сегодняшний момент он имеет следующий вид (см. таблицу 1)[4]:

 

Таблица 1. Официальный список Собора Смоленских святых

 

№ п/п

Имя и агиологический статус

Дата смерти

Индивидуальное празднование

1

Авраамий Смоленский, архим., чудотворец

до 1224

Ав. 21

2

Андрей Смоленский, Переяславский, князь

после 1390

Окт. 27

3

Антоний Вологодский, Великопермский, еп.

1588

Ян. 17; Окт. 26

4

Аркадий Вяземский, прп., ученик прп. Ефрема Новоторжского

1077

Ил. 11; Ав. 14; Д. 13

5

Аркадий Дорогобужский, прп., ученик прп. Герасима Болдинского

XVI

 

6

Герасим Болдинский, прп.

1554

М. 1; Ил. 7 (обретение мощей)

7

Глеб Всеволодович (Святославич) Смоленский, князь

кон. XIV – нач. XV

Ил. 7

8

Глеб (в крещении Давид), страстотерпец, князь

1015

М. 2; Ил. 24; С. 5

9

Давид Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец

1321

Мр. 5; Ин. 22; С. 19

10

Ефрем Новоторжский, архим.

1053

Ян. 28; Ин. 11

11

Ефрем Смоленский, прп., ученик прп. Авраамия Смоленского

после 1238

Ав. 21

12

Игнатий Смоленский, еп., чудотворец

1210

Ян. 29

13

Иулиания Вяземская, Новоторжская, княгиня, мц.

1406

Ин. 2; Д. 21

14

Константин Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец

до 1321

Мр. 5; Ин. 22; С. 19

15

Макарий Алтайский (Глухарев), архим., миссионер

1847

М. 18

16

Меркурий Смоленский, воин, мч.

1239

Н. 24

17

Меркурий Смоленский, Печерский, еп., сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах

1239

Ав. 7; Н. 24

18

Михаил Смоленский, еп.

1402

Н. 28

19

Михаил Феодорович Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского

1290

С. 19

20

Николай Японский, равноапостольный (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), архиеп.

1912

Ф. 3

21

Питирим Тамбовский, еп.

1698

Ил. 28

22

Прохор Печерский, Лебедник, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах

1107

Ф. 10

23

Ростислав (в крещении Михаил) Мстиславич Киевский, Смоленский, вел. князь

1167

Мр. 14

24

Симеон Мстиславич Вяземский, князь, мч.

1406

Д. 21

25

Симеон Смоленский (Милюков), митр.

1699

Ян. 4

26

Симон Радонежский, Смоленский, архим., ученик прп. Сергия Радонежского

до 1392

М. 10

27

Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, князь, чудотворец

1299

Мр. 5; Ин. 22; С. 19

 

Принцип составления этого списка впервые мы находим в статье архиеп. Феодосия (Процюка) «Освящение храма в честь Собора Смоленских святых», который, говоря о написанной для праздника иконе Собора Смоленских святых, в частности указывает: «На иконе изображены святые угодники, от земли Смоленской просиявшие, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся там, но подвизавшиеся в других землях нашего Отечества»[5]. Позднее этот принцип был повторно воспроизведен в официальном издании богослужебных текстов в приложении, посвященном Собору Смоленских святых: «В Соборе Смоленских святых прославляются угодники Божии, родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия и спасения в других землях нашего Отечества»[6]. Таким образом, факт рождения на территории Смоленщины здесь декларируется как основополагающий принцип. Однако как в первом, так и во втором случае следующий за этими словами список и краткие жизнеописания этих подвижников ему не соответствуют. Некоторые из приводимых здесь святых родились в других землях (например, свт. Симеон Смоленский, мч. кн. Глеб, прп. Ефрем Новоторжский, прп. Герасим Болдинский, мч. Меркурий Смоленский).

Принцип формирования перечня святых, входящих в Собор Смоленских святых, – это не единственная проблема в этой связи. Кроме нее проблему представляет сам список. Дело в том, что в него не вошла часть древних святых (например, прп. Исаакий Печерский, св. блгв. вел. кн. Мстислав Владимирович Великий,  прп. Георгий Смоленский и Ваневский, сщмч. Феоктист Тверской и т. д.) и никто из новомучеников и исповедников Смоленской земли. Такое обстоятельство может быть объяснено в некоторых случаях тем, что какие-то из этих не вошедших сюда святых были лишь местночтимыми в иных епархиях, а святость других еще не была провозглашена официально. Кроме того, Смоленская епархия на протяжении истории неоднократно меняла свои территориальные границы, а потому в отношении принадлежности некоторых территорий Смоленской епархии у составителей списка, наверное, имелись сомнения.

Очевидно, что с объективной точки зрения публикуемый до сих пор Русской Православной Церковью официальный список Собора Смоленских святых составлен непоследовательно, поэтому при выяснении вопроса о том, какие и сколько святых могут считаться смоленскими, этот список не даст однозначного ответа. Но какой принцип составления подобного перечня принять за основу? Тот ли, который декларировался сначала архиеп. Феодосием (Процюком), а потом и в официальном издании богослужебных текстов, или какой-то еще? Думается, что при ответе на этот вопрос следует опереться прежде всего на сам список, потому что именно он является официальным (все попытки объяснить принцип его составления представляют собой лишь частные позиции по данному вопросу). Это даст возможность, с одной стороны, с должным вниманием воспринять официальную позицию Русской Православной Церкви, а с другой – составить более последовательный перечнь Смоленских святых.

Чтобы этого достичь, следует провести анализ официального списка, выявить, по каким принципам в него вносились имена тех или иных святых, а затем на основе этих принципов составить новый перечень.

В официальный список собора Смоленских святых входят только святые Русской Православной Церкви, которые имели, по мнению его составителя, какое-либо отношение к Смоленщине.

Недостатки официального списка Собора Смоленских святых:

1. До сих пор не внесены общечтимые святые: Феоктист Тверской, Василиск Сибирский, Зосима (Верховский), Моисей Оптинский, Рахиль Бородинская и все имевшие отношение к Смоленщине прославленные в лике святых новомученики и исповедники.

2. В список включен Ефрем Новоторжский, который был на Смоленщине лишь проездом. Почему бы в таком случае не включить в собор Смоленских святых апостола Андрея Первозванного, который, согласно преданию, поднимался по Днепру в Новгород и был на Смоленщине и т. д.?

3. В список вошли три сына благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского: Михаил, Давид и Константин. Они имели довольно опосредованное отношение к Смоленщине. Смоленское княжество никогда не было их владетельным уделом. Они если и бывали на Смоленщине, то проездом. Если же они были внесены в список только потому, что были близкими родственниками Смоленского святого, то тогда почему в этот список не вошли два брата Ефрема Новоторжского Георгий и Моисей?

4. В списке имеются неверные даты смерти святых.

Необходимые исправления и дополнения, которые следует внести в список:

1. Откорректировать список, внеся в него всех святых, которые имели более-менее непосредственное отношение к Смоленщине.

2. Оставить в нем святого Ефрема Новоторжского, но не включать тех святых, которые на Смоленщине были проездом, отдав тем самым дань сложившейся традиции, но и не превращая ее в абсурд, поскольку тогда данный список увеличился бы до огромных размеров.

3. Оставить в нем трех сыновей благоверного князя Феодора, но и внести в него двух прославленных в лике святых братьев преподобного Ефрема Новоторжского, отдав тем самым дань традиции и пролонгировав принцип значимости в этом вопросе близкородственных связей. Последовательное осуществление этого принципа не увеличит список Собора святых до неимоверных размеров.

4. Исправить даты смерти святых.

Таким образом, в соответствии с анализом имеющегося официального списка становятся ясными принципы, по которым можно определить Смоленских святых:

1. Они должны удовлетворять хотя бы одному из следующих требований: а) рождение, б) длительное проживание (учеба, служба, ссылка и т. п.), в) смерть и г) погребение на территории Смоленской епархии (необходимо учитывать, что географические рамки Смоленской епархии на протяжении истории менялись)[7];

3. В виде исключения сюда входят те святые, которые, строго говоря, не относились к Смоленской епархии, но которых с ней связывает почему-то сложившаяся традиция;

4. В виде исключения сюда относятся те святые, которые были связаны близкородственными отношениями со смоленскими святыми.

Приняв во внимание все вышеизложенное, были выявлены официально прославленные обще- и местночтимые святые, которых можно отнести к смоленским. Их хронологический список приведен в таблице 2.

 

Таблица 2. Хронологический указатель православных святых Смоленщины

 

№ п/п

Имя и фамилия

Церковный статус

Агиологический статус

Даты жизни и/или смерти

 
 

XI век

 

1

Георгий Угрин

мирянин

мученик

24.07.1015

 

2

Глеб Владимирович

мирянин

мученик

05.09.1015

 

3

Моисей Угрин

монах

преподобный

26.07.1041

 

4

Ефрем Новоторжский

архимандрит

преподобный

28.01.1053

 

5

Аркадий Вяземский и Новоторжский

монах

преподобный

1077

 

6

Исаакий Печерский

монах

преподобный

1090

 

XII век

 

7

Прохор Лебедник Печерский

монах

преподобный

1107

 

8

Мстислав Владимирович Великий

мирянин

благоверный

1132

 

9

Ростислав Мстиславич Набожный

мирянин

благоверный

14.03.1167

 

10

Мстислав Ростиславич Храбрый

мирянин

благоверный

1180

 

XIII век

 

11

Игнатий Смоленский

епископ

святитель

1210

 

12

Авраамий Смоленский

монах

преподобный

21.08.1224

 

13

Ефрем Смоленский

монах

преподобный

после 1238

 

14

Меркурий Смоленский, Печерский

епископ

святитель

1239

 

15

Меркурий Смоленский

верный

мученик

1242

 

16

Михаил Федорович Ярославский

мирянин

благоверный

1290

 

17

Федор Ростиславич Черный

мирянин

благоверный

19.09.1299

 

XIV век

 

18

Давид Федорович Ярославский

мирянин

благоверный

1321

 

19

Константин Федорович Улемец

мирянин

благоверный

1321

 

20

Андрей Смоленский

мирянин

благоверный

около 1330

 

21

Симон Радонежский

архимандрит

преподобный

1392

 

22

Глеб Всеволодович (Святославич)

мирянин

благоверный

1399

 

XV век

 

23

Михаил Смоленский

епископ

святитель

06.05.1402

 

24

Симеон Мстиславич Вяземский

мирянин

благоверный

1406

 

25

Иулиания Вяземская и Новоторжская

мирянка

мученица

1406

 

26

Георгий (Юрий) Смоленский и Веневский

монах

преподобный

1407

 

27

Аркадий Болдинский, Вяземский и Вязниковский

монах

преподобный

неизвестно

 

XVI век 

 

28

Герасим Болдинский

игумен

преподобный

1554

 

29

Аркадий Дорогобужский

монах

преподобный

XVI в.

 

30

Антоний Вологодский и Великопермский

епископ

преподобный

26.10.1587

 

XVII век

 

31

Мартирий Зеленецкий

игумен

преподобный

1603

 

32

Феоктист Тверской

архиепископ

священномученик

ок. 1610

 

33

Питирим Тамбовский

епископ

преподобный

1698

 

34

Симеон (Милюков) Смоленский и Дорогобужский

митрополит

святитель

1699

 

XIX век

 

35

Василиск Сибирский

монах

преподобный

29.12.1824

 

36

Зосима (Верховский)

монах

преподобный

24.10.1833

 

37

Макарий (Глухарев) Алтайский

архимандрит

преподобный

18.05.1847

 

38

Моисей (Путилов) Оптинский

архимандрит

преподобный

16.06.1862

 

XX век

 

39

Николай (Касаткин) Японский

архиепископ

равноапостольный

1912

 

40

Макарий (Гневушев)

епископ

священномученик

1858-1918

 

41

Рахиль (Короткова) Бородинская

схимонахиня

преподобная

1928

 

42

Владимир Хираско 

протоиерей

священномученик

1874-1933

 

43

Алексий Медведков 

протоиерей

праведный

1867-1934

 

44

Владимир Лозино-Лозинский

протоиерей

священномученик

1885-1937

 

45

Владимир Преображенский 

священник

священномученик

1873-1937

 

46

Вячеслав Занков

священник

священномученик

1892-1937

 

47

Дамиан (Воскресенский)

архиепископ

священномученик

1873-1937

 

48

Елевферий (Печенников)

схиархимандрит

преподобномученик

1870-1937

 

49

Елисей Штольдер 

диакон

священномученик

1883-1937

 

50

Иаков Леонович 

священник

священномученик

1876-1937

 

51

Иоанн Державин 

священник

священномученик

1873-1937

 

52

Кирилл (Смирнов)

митрополит

священномученик

1863-1937

 

53

Макарий (Кармазин)

епископ

священномученик

1875-1937

 

54

Никита Алмазов 

протодиакон

священномученик

1874-1937

 

55

Николай Заболотский 

протоиерей

священномученик

1876-1937

 

56

Николай Кобранов 

протоиерей

священномученик

1893-1937

 

57

Серафим (Остроумов)

архиепископ

священномученик

1880-1937

 

58

Стефан Крейдич 

священник

священномученик

1874-1937

 

59

Фаддей (Успенский)

архиепископ

священномученик

1872-1937

 

60

Алексий Никольский 

протоиерей

священномученик

1877-1938

 

61

Владимир (Волков)

архимандрит

преподобномученик

1878-1938

 

62

Иоанн Попов

 

мученик

1867-1938

 

63

Макарий (Миронов)

иеромонах

преподобномученик

1878-1938

 

64

Павел Иванов 

священник

священномученик

1875-1938

 

65

Владимир Пастернацкий 

протоиерей

священномученик

1885-1938

 

66

Василий Протопопов

священник

священномученик

1886-1940

 

67

Евфросиния Тимофеева 

 

мученица

1883-1942

 

68

Феодор Недосекин 

священник

священномученик

1889-1942

 

69

Димитрий Крючков

священник

священномученик

1874-1952

 

70

Петр Чельцов

протоиерей

священноисповедник

1888-1972

 
           

 

 Обращаем внимание благосклонного читателя, что данный перечень уточняется. Всех, кто заинтересован поучаствовать в его усовершенствовании, просьба писать на электронный адрес автора: hranit-peter@yandex.ru



[1] См.: Феодосий (Процюк). Освящение храма в честь собора Смоленских святых / архиеп. Феодосий (Процюк) // Журнал Московской Патриархии. – 1984. – № 10. – С. 5.

[2] См.: Там же.

[3] См.: Православный церковный календарь 1986. – М. : изд. Моск. Патриархии, 1985. – С. 28.

[4] Таблица разработана на основе материала: Собор смоленских святых // Режим доступа : http://www.mospat.ru/calendar/sobor1/smol.html. – Дата обращения : 13.11.2010.

[5] Феодосий (Процюк). Указ. соч.

[6] 28 день : Собор Смоленских святых // Минея : июль (часть вторая). – М. : изд. совет Русской Православной Церкви, 2002. – с. 241.

[7] Составление подобных списков до 2010 года руководствовалось принципом включения в него всех подвижников, которые имеют определенное отношение к историческим границам епархии, которые могли меняться. После 26.07.2010 г. по решения Священного Синода Русской Православной Церкви начал действовать иной принцип – эти списки формируются на основе принадлежности каких-либо святых к современным границам епархии (См.: Журнал № 65 // Журналы заседаний священного Синода от 26 июля 2010 года. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1230534.html. – Дата обращения 07.01.2011). Думается, что административно-канонические границы епархий представляли собой единое культурно-политическое пространство, а потому представляется целесообразным, изучая историю и культуру Смоленского края, обращать внимание на историко-культурные явления, которые имели место быть в этих исторических границах.

© hranit-peter

Конструктор сайтов - uCoz